Пять важнейших игровых выставок 2014 года

Пять важнейших игровых выставок 2014 года

0

18 сентября в Токио откроется игровая выставка Tokyo Game Show. Такие события примечательны не только анонсами новых продуктов. Они позволяют профессионалам представить игры, заключить контракты и отследить тренды, а геймерам — увидеть игры за месяцы и годы до релиза, взять автографы, выиграть призы и оценить достижения компаний. Когда ждать самые значимые ежегодные мероприятия для игровой индустрии, чем они различаются и что похожее существует в России…

ПРАЗДНИКИ ДЛЯ ИГРОМАНОВ В 2014 ГОДУ

E3 (Electronic Entertainment Expo)

Главная выставка в игровой индустрии, закрытая для широкой публики

16—18 июня 2015 года, Лос-Анджелес, Калифорния (США)

Программа:

Игровые компании меряются силами на Е3, начиная с самой первой Е3 в 1995 году. Тогда Sega объявила, что выпустит в Штатах консоль Sega Saturn, приставку нового 32-битного поколения, не в сентябре, как считалось ранее, а уже в мае, как раз в дни проведения выставки. Таким маневром Sega рассчитывала опередить конкурентов из Sony с их консолью PS One. Но Sony объявила, что PS One будет стоить в Штатах 300 долларов — на 100 долларов дешевле Sega Saturn. И последнее слово осталось за ней.

С тех пор Е3 — наиболее популярная площадка для громких анонсов и дебютов новых игровых систем. Формально развлекать здесь некого: все гости — профессионалы, все приехали работать. Но вплоть до 2005 года каждая игровая компания считала своим долгом нанять девушек модельной внешности, зачастую из порно-индустрии, и нарядить их в откровенные костюмы с символикой игр. При этом чем хуже был продукт, тем более вызывающими оказывались наряды стендисток. В 2005 году с эротикой на E3 был такой перебор, что организаторы потребовали «прекратить это безобразие». Несколько девиц, оставшихся без работы, в ответ устроили акцию протеста, однако к былой смелости выставка так и не вернулась. Провокационные наряды все еще попадаются, но гораздо реже.

Пресс-конференции крупных компаний вначале шли без особых изысков. Однако в 2004 году Сигеру Миямото из Nintendo вышел к зрителям с мечом и щитом Линка из The Legend of Zelda, чтобы анонсировать новый выпуск цикла, и с тех пор компании нередко устраивают на сцене настоящее шоу. Например, для презентации музыкального ритм-симулятора Beatles: The Rock Band в 2009 году Microsoft пригласила самих «битлов» — Пола Маккартни и Ринго Старра, а также Йоко Оно и Оливию Харрисон.

Как попасть:

Чтобы побывать на Е3, нужно доказать организаторам, что вы работаете в игровой индустрии или в медиа, будь то печатное издание, популярный онлайн-портал или крупный фэнский игровой сайт. Если доказательства окажутся неубедительными (скажем, вы предоставите неполный комплект документов), вам могут предложить приобрести достаточно дорогой билет (пропуск на три дня выставки стоит 795 долларов по предварительной регистрации или около тысячи после закрытия предварительной регистрации).

Gamescom

Игровая выставка, рассчитанная как на профессионалов, так и на обычных посетителей

6—9 августа, Кельн (Германия)

Программа:

Gamescom проходит в Германии, но по статусу это ключевое мероприятие для всех европейских разработчиков. Поэтому, например, Sony на пресс-конференции 2014 года сделала акцент на WiLD — свежей разработке французского геймдизайнера Мишеля Анселя, а не, скажем, на Uncharted 4.

Бизнес-зона по площади — примерно треть всей выставки, здесь проводят переговоры с деловыми партнерами, дают интервью журналистам и устраивают показы игр за закрытыми дверьми. Cюда нет доступа обычным посетителям. Их ждут в зоне для широкой публики, где грохочет музыка и идут зрелищные шоу-программы на стендах компаний.

В киноиндустрии невозможно посмотреть значимый отрывок фильма, пока съемки картины в разгаре. Но в случае с играми все обстоит иначе. На выставку привозят не только видеоролики, но и рабочие этапы будущих релизов, чтобы гости могли проверить, как устроена, скажем, боевая система и какие возможности доступны персонажам.

В 2013 году Gamescom стала самой посещаемой игровой выставкой в мире — за четыре дня на ней побывало более 340 тысяч посетителей. Для сравнения, на японской Tokyo Game Show в 2013 побывало около 270 тысяч, а на Е3 2013 — чуть более 48 тысяч зрителей.

Как попасть:

Первый день Gamescom зарезервирован для представителей индустрии и прессы. Но обычные посетители тоже могут прийти — например, если выиграют платный билет в официальной онлайн-лотерее Gamescom Wild Card. Она устраивается заранее (в этом году участников регистрировали с 2 января по 10 февраля), количество билетов ограничено.

В течение последующих трех дней выставка открыта для всех — достаточно приобрести пропуск либо на весь период, либо на отдельные дни. Билет на Gamescom дает право бесплатно ездить на общественном транспорте по Кельну в дни выставки.

Tokyo Game Show

Игровая выставка для всех — как Gamescom, только старше и с акцентом на японской продукции

18—21 сентября 2014 года, Токио

Программа:

Западные компании не обходят TGS стороной — Microsoft регулярно устраивает на выставке стенд, продвигая как собственные разработки, так и игры от партнеров. Но основная тема TGS — продукция японских геймдизайнеров. Так что тем, кому нравятся циклы Final Fantasy, Metal Gear Solid, Tekken, Soul Calibur, Silent Hill, Shin Megami Tensei, тут — настоящее раздолье (правда, Nintendo традиционно не принимает участия в TGS). Часть демоверсий — исключительно по новинкам, пока заявленным только для местного рынка, на Западе они могут и не выйти.

Прийти на TGS в «публичный» день и лично поиграть в одну-две игры — в порядке вещей. Очереди к наиболее ожидаемым новинкам ужасают. Но многие японцы отдают предпочтение какому-то одному сериалу, и отправляются на выставку только ради него. Девушки рвутся посмотреть на свежую Monster Hunter или Final Fantasy. Какой-нибудь коллекционный сувенир, который издатель решил продавать только на TGS, — тоже повод для гигантской очереди, причем наполовину она будет стоять из перекупщиков, знающих, каким спросом эксклюзив пользуется у фанатов, не сумевших посетить праздник.

Шоу-программа на TGS — в лучших традициях японской массовой культуры. Издательства приглашают поп-звезд, устраивают забавные ток-шоу с участием разработчиков. В отличие от западных мероприятий, конец дня на TGS означает, что девушки, обслуживающие стенды компаний, по японскому обычаю выйдут на торжественный поклон, чтобы попрощаться с гостями выставки. Выглядит это зрелищно, особенно когда речь идет о крупных издателях вроде Sony и Microsoft, которые нанимают десятки стендисток.

Как попасть:

Выставка идет 4 дня, первые два — для бизнес-посетителей и прессы, вторые два — для широкой публики. Билет для простых посетителей на один день стоит 1000 иен (около 10 долларов), если приобретать его заранее, и 1200 иен — в кассах в дни выставки. Есть и особые билеты за 3000 иен — для покупателей предусмотрен отдельный вход на выставку (т.е. им не придется толкаться со всеми в общей очереди) и сувениры на память.

Game Developers Conference

Крупнейшая специализированная выставка для разработчиков игр, закрытая для широкой публики

2—5 марта 2015 года, Сан-Франциско

Программа:

GDC начиналась как небольшой междусобойчик разработчиков и сперва была посвящена только играм для PC. Но со временем она стала охватывать все платформы — от консолей до мобильных телефонов.

Шоу на GDC — минимальное, хотя в последние годы крупные издатели стараются и для этой выставки припасти какие-нибудь анонсы для широкой аудитории. Выставочная зона сравнительно небольшая, показывают тут зачастую не сами игры, а специализированный софт, скажем, для создания лицевой анимации. Акцент на мероприятия для разработчиков — мастер-классы, круглые столы и семинары. Речь необязательно идет о сугубо технических подробностях, вроде шейдеров и полигонов. Обсуждается умение преподносить сюжет, принципы геймдизайна и т.п.

Как попасть:

Из-за обилия мероприятий билеты разбивают по категориям так, чтобы у посетителей была возможность посетить что-то определенное (например, фестиваль игр от инди-студий) по сниженной цене, а не оплачивать пропуск на все мероприятия. Для сравнения, в 2014 общий пропуск стоил 1475 долларов по предварительной регистрации, пропуск только на лекции и семинары — около 1000 долларов, а пропуск только к выставочной части (объединенной с ярмаркой вакансий) — около 200 долларов (75 долларов — для студентов). Видеозаписи лекций выкладывают на портале gdcvault.com — частично в открытый доступ, частично по подписке.

«Игромир»

Игровая выставка для всех, отечественная версия Gamescom

2—5 октября 2014 года, Москва

Программа:

«Игромир» — крупнейшая игровая выставка в восточной Европе. Хотя в мировом масштабе она не имеет такого веса, как прочие мероприятия в этом списке, именно на ней делаются важные анонсы для российского рынка.

В ранние годы на «Игромире» доминировали отечественные игры для PC, но сейчас выставка все ближе к западным по охвату платформ. Демоверсии новинок — чаще всего те же, что уже появлялись на Gamescom, но широкой публике они все равно интересны, ведь их посмотреть больше негде. Приезжают и западные разработчики — на «Игромире» побывали гости из Activision Blizzard (World of Warcraft), Namco Bandai (Tekken), Rocksteady (cериал Batman: Arkham), Crystal Dynamics (Tomb Raider), CD Project («Ведьмак») и другие.

«Игромир» — мероприятие для широкой публики по образцу Gamescom. Но ему есть куда расти. Например, на Gamescom (как, кстати, и на TGS) следят, чтобы желающие попробовать ту или иную новинку не мешали друг другу. Отгораживается зона для очереди, в хвосте ставят табличку — индикатор, сколько времени займет ожидание. Время тестирования ограничено — от десяти до пятнадцати минут. Как только лимит исчерпан, сотрудник стенда вежливо просит освободить место для следующих гостей. На «Игромире» так делают не все, из-за чего на некоторых стендах куча-мала, однако с каждым годом выставка становится все лучше.

В этом году «Игромир» пройдет в «Крокус-Экспо» одновременно с КРИ (отечественная конференция разработчиков игр в духе Game Developers Conference) и Comic Con Russia, выставкой-шоу для всех поклонников современной поп-культуры.

Как попасть:
«Игромир» копирует Gamescom: один день — для бизнес-посетителей, а затем в течение трех дней вход открыт для всех. Обычные посетители могут прийти и в бизнес-день, если приобретут пропуск на все время работы выставки. Он стоит 5 000 рублей (для сравнения, билет на пятницу стоит 600 рублей, а на один из выходных дней — 900 рублей).